В Москве в рамках общественного форума «Организация и безопасность дорожного движения в Российской Федерации» состоялась презентация проекта «Общественного доклада об организации и безопасности дорожного движения в Российской Федерации»

Данный проект был подготовлен Комиссией Общественной палаты РФ по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой правоохранительных органов, рабочей группой Общественного совета при МВД России по общественному контролю и мониторингу безопасности дорожного движения и рабочей группой Общественного совета Минтранса России по общественному контролю организации дорожного движения.

В рамках форума была представлена общественная оценка состояния дел в сфере организации и безопасности дорожного движения, сформированная в результате изучения и анализа экспертами ситуации в российских городах и регионах, а также предложения и рекомендации Президенту и Правительству Российской Федерации.

На мероприятие были приглашены представители федеральных органов исполнительной и законодательной власти, в том числе Государственной думы ФС РФ, Правительства Российской Федерации, руководители органов исполнительной власти субъектов и городов России, ответственные за организацию и безопасность дорожного движения, представители общественных организаций.

Будучи членом Общественной Палаты Марий Эл и являясь с 18 октября текущего года председателем комиссии по безопасности дорожного движения, я удостоился чести представлять на данном форуме Республику Марий Эл.

Комментируя ход прений и доклады спикеров, отмечу, что тенденция к ужесточению Правил Дорожного Движения вызывает у общественности массу бурных и противоречивых реакций. Каждый из присутствующих на форуме примерял возможные поправки в закон на себя, ведь он тоже является автомобилистом.

Кроме участия в Форуме 3 декабря, на следующий я провел ряд встреч в Администрации Президента по вопросам, связанным с управлением и координацией работы общественников Республики Марий Эл.

По возвращению, в интервью для ГТРК Марий Эл поделился своим мнением о проблемах дорожной безопасности, рассказал о том, что почерпнул из докладов спикеров на Общественном Форуме в Москве. Изложу вкратце темы обсуждений и моё видение по затронутым вопросам.

Сейчас проблема смертности и травматизма россиян в результате ДТП стоит особенно остро. Ежедневно происходит гибель людей на дорогах, к сожалению, растет процент пострадавших – самых незащищенных участников дорожного движения – детей. Государство пришло к пониманию, что одними только репрессивными мерами решить проблемы не удастся. Конечно, и тут я солидарен с законодателями, ужесточать ответственность за нарушение ПДД нужно, особенно ужесточать наказание за нетрезвое вождение. Но, на мой взгляд, правильно, что ушли, наконец, от 0,0 промилле в пользу 0,2 – это научно обоснованное медицинское значение. Однако данное допущение вовсе не означает, что теперь можно провести вечер за крепким напитком, а наутро сесть за руль. Обычно алкоголь выводится из крови до допустимого разрешенного предела в течение целых суток. Выпивать за рулем по-прежнему нельзя ни в коем случае!

Следующий важный вопрос, поднятый на Форуме, касался расширения зоны ответственности за пределы собственно участников дорожного движения. Форумчане сошлись во мнениях, что нести ответственность должны не только физические лица – водители и пешеходы, которые, являясь участниками дорожного движения, пренебрегают ПДД, и не только юридические лица, которые не организовали выезд на линию исправного транспорта и не провели контроль трезвости водителей, либо допустили водителей с запахом алкоголя до управления транспортным средством, но должны отвечать и государственные организации: директора муниципалитетов, директора муниципальных предприятий, предприятия по благоустройству и содержанию дорог в том числе. Не вовремя отремонтированный светофор, не отремонтированная своевременно дорога, не по ГОСТу спроектированный перекрёсток – эти факты тоже имеют ответственных лиц и тоже влекут аварийность. Неубранные снег с проезжей части, или убранный неправильно снег, когда сформированные снегоуборочной техникой кучи на перекрестках закрывают обзор выезжающим на дорогу машинам, легко приводит к ДТП, где возможны человеческие жертвы. Это частое явление на российских дорогах и у него есть авторство, а значит, должна быть и ответственность!

Вопросу проектирования дорог на Форуме отводилась отдельная сессия. Практически во всех регионах России проектирование дорог отстает от градостроительного развития, причем, по мнению спикеров, приблизительно на 20 лет. Необходимо совмещать градостроение с транспортным планированием и более тесно взаимодействовать Министерствам Строительства и Транспорта. Необходимо принятие Федерального закона «Об организации дорожного движения».

Пристального внимания форумчан удостоился вопрос обязательного ужесточения в получении водительского удостоверения новыми водителями. Сейчас есть случаи, когда права покупаются. В Москве зафиксированы многочисленные факты, когда сдают экзамены поставные лица, когда экзаменатор ГИБДД не объективен. Особенно это страшно для водителей пассажирского и большегрузного транспорта. Потому что многим из присутствующих приходилось лично наблюдать, когда 19-летний парень «лихачит» зимой на пассажирской газели на лысой резине. А в компании пассажирских перевозок в штате не было и нет медсестры, и путевые листы выписываются за 2 недели до рейса, никто не контролирует допуск водителей.

В нашем городе последние месяцы инспекторы ГИБДД регулярно устраивают проверки трезвости водителей, и статистика этих проверок действительно пугающая: по 47 протоколов в день о нетрезвом вождении. Как водитель со стажем скажу, что зная об этом, мне страшно находится в роли пешехода. Если на большой машине на дороге в городе водитель более-менее защищен от пьяных за рулем, то человек, переходящий улицу – беззащитен. Я уважаю пешеходов на дорогах, потому что чувствую себя пешеходом, поэтому в роли водителя пропускаю даже нерадивых, переходящих в неположенном месте или на запрещающий сигнал светофора.

Помимо законодательного ужесточения должны быть изменения и в головах людей. Поэтому общественные организации обязательно должны привлекаться к решению проблемы безопасности. Хорошая инициатива Общественного Совета МВД посещать образовательные учреждения! Потому что сотрудники ГИБДД, рассказывающие ученикам начальной школы о ПДД, воспринимается с уважением детьми младших классов, а для детей постарше рядом с человеком в форме должен быть представитель из общества, такой же, как сама аудитория. Осенью мы приходили в школы в составе делегаций ГИБДД и раздавали детям полоски-светоотражатели на верхнюю одежду. Но вести работу с детьми должны и сами родители, и они должны позаботиться об одежде ребенка, в которой он станет заметнее для водителей на дороге.

Водители знают, что такое ездить в темное время суток в конце осени и зимой: низкая освещенность, снег и слякоть, запотевшие окна в салоне и прочие условия, ухудшающие видимость. В то же время большинство пешеходов думают, что водитель их видит так же хорошо, как они видят приближающуюся машину, но на машине горят фары, а пешеход незаметен в контрасте огней на дорогах. Еще есть предложение Общественному Совету МВД Республики Марий Эл организовать в ближайшее время рейды по разъяснению правил по транспортировке детей в роддомах Йошкар-Олы. Потому что у нас в Республике было несколько случаев травматизма младенцев, как раз при транспортировке новорожденных из Роддома к месту проживания. Еще в списке общественников Детская Республиканская и Детская Городская больницы. Необходимо привлекать больше людей к информированию детей и взрослых о правилах безопасности на дороге.

Остро нужна социальная реклама. Вспоминаются страшные картинки черных легких и разрушающихся зубов на пачках сигарет, но благодаря этому в странах Восточной Европы за последний год почти вдвое снизилось потребление табачных изделий. Сейчас я не призываю расписывать детям детали негативных последствий ДТП, но говорить об опасности и правилах поведения на дорогах нужно. Последствия ДТП в любом случае влекут убытки для бюджетов, поэтому вполне логично находить бюджетные деньги для проведения социальных кампаний, направленных на предупреждение нарушения ПДД и, конечно, их разъяснению всем участникам дорожного движения.