Интервью Романа Золотухина о предстоящих выборах градоначальника столицы Марий Эл

Выборы Мэра Йошкар-Олы: «Мы должны дать обществу поверить в свои способности управлять процессом»

Депутаты городского Собрания Йошкар-Олы совсем скоро изберут нового Мэра столицы Марий Эл. На фоне данных предстоящих кадровых преобразований в политических и экспертных кругах республики вновь стала муссироваться тема о возвращении прямых выборов градоначальника. Нужна ли нам после столь длительного перерыва подобная демократизация и что мешает осуществлению реформ на местном уровне – об этом корреспонденты ИА «Федеральные Новости» поговорили с Романом Золотухиным.

Напомним, Роман Владимирович в 2001-2004 годах был помощником, советником Мэра города Йошкар-Олы, в 2004-2009 годах – депутатом Йошкар-олинского Горсобрания, в настоящее время является Председателем Совета РО Партии «Родина» в РМЭ, Членом Общественной Палаты РМЭ, Членом Общественного Cовета Министерства промышленности и транспорта РМЭ, Членом Президиума Общественного Cовета при МВД по РМЭ.

— Роман Владимирович, начнём с основного. Вы сами как считаете: в Йошкар-Оле необходимо ввести прямые выборы Мэра?

 — Конечно! Прямые народные выборы, то есть непосредственная избираемость Мэра подбавит ему независимости и нагрузит ответственностью перед избирателями. Сейчас в Йошкар-Оле институт «мэра», как таковой, в принципе отсутствует. У нас в 2004 году Администрация Главы Республики и депутаты Госсобрания приняли решение уйти от выборов руководителей муниципальных образований, вместо этого стали «просто» нанимать специалистов для решения административно-хозяйственных вопросов. Их обозначили пафосным западным термином «сити-менеджер», до нормального российского термина «городской управляющий» или «градоначальник», видимо, тогда не додумались. Также тогда никто не учёл мнение народа: даже не попытались узнать, что думают сами горожане о смене формата института «мэрства». Правда, последние региональные выборы 14 сентября показали крайне пассивное волеизьявление горожан, в Йошкар-Оле зафиксирована сверхнизкая явка избирателей. Народ перестал верить в выборы и банально их проигнорировал. Помимо этого, выборы ведь штука не из дешёвых. А с учётом депрессивного бюджета и крупных долгов Марий Эл, затраты на возвращение и избрание мэра приобретают веский довод для противников прямой избираемости руководителя главного города республики.

 — Чтобы вернуть выборность мэров, нужно ввести изменения в Устав города. Каким образом это можно сделать и, главное, почему до сих пор никто не пытался?

 — Для начала отметим, новое законодательство о местном самоуправлении дало право региональной власти перераспределять полномочия между собой и муниципальной властью. Таким образом, чтобы вернутся к прямому избиранию мэра, нужна разработка республиканского законопроекта, в основе которого будет принцип возвращения выборности органов местного самоуправления региона, обязательно с учётом предложений муниципальных образований республики и депутатского корпуса. При принятии данного закона, Устав города Йошкар-Олы подстроился бы к нему. Арифметическое фракционное большинство в республиканском и городском парламентах прошлого и настоящего созывов приняло чёткое решение — не идти на обсуждаемые нововведения. Инициатива прямых выборов, так или иначе, не прошла бы. Хотя многие субъекты федерации, воспользовавшись ситуацией, возвратились обратно к прямой избираемости, другие, напротив, убрали мэров и обратились к сити-менеджерам. Всё на самом деле зависит от политической составляющей, местной конъюнктуры. Республиканское правительство остерегается перестать всецело контролировать ситуацию. Прикрываются они классическими доводами: сити-менеджер – это профессионал, а при дорогих прямых выборах настоящего градоначальника в мэры может прийти не профессионал. Понятно, что здесь можно возразить: в мэры идут не в одиночку, а со своей командой специалистов. Сам лично стою на позициях, что мы должны дать обществу возможность поверить в то, что оно способно управлять процессом, и в ежедневной работе руководствоваться её мнением. Структурно и объективно – да, местная власть должна быть самостоятельной и независимой, но в нашей Республике их финансовая несостоятельность, априори, не позволяет им таковыми стать. Ещё добавлю: Йошкар-Ола имеет возможность прийти к прямым выборам Мэра и без принятия всерегионального законопроекта, но состав горсобрания не даст этому сбыться … Сейчас властям регионов, в том числе и Марий Эл, по задаче федерального центра нужно до конца ноября определиться по какому пути пойдёт Республика. Откат на сохранение старых основ произошёл ещё летом этого года, сейчас октябрь, времени осталось мало. Уже понятна ситуация: «некоторые хотят реформы – но их не позволят осуществить».

 — Какими качествами, умениями, навыками, должен обладать мэр? Почему все еще никто не подал заявку?

 — Соответствующие возраст, образование и опыт. И самое главное – безупречная репутация. Заявки в сити-менеджеры, конечно, есть. О тех, кто желает им стать, в горадминистрации пока, естественно, не сообщают. Многие прекрасно знают все фамилии. Сейчас там, как и в 2009 году, строят визуальную картинку наличия конкурентности, через лжекандидатов, технических кандидатов.

 — Есть ли сегодня в городе кандидаты, достойные этого места, те, за кого люди бы проголосовали, если бы проходили выборы?

 — Поверьте, Марий Эл и Йошкар-Ола богата на честных, достойных, порядочных людей. Но 99,9% из них выходят за рамки «своих людей» для ныне действующей республиканской власти. Ясно, что у них абсолютно нет шансов. Дело заключается в самой трёхступенчатой структуре прохождения. Вначале народ выбирает депутатов Горсобрания, потом любой гражданин должен преодолеть «фильтр» — собрать определённые документы и пройти собеседование с членами конкурсной комиссии, далее депутаты выбирают «мэра» из тех лиц, кто успешно прошёл данную комиссию. С самой комиссией, навряд ли, могут возникнуть проблемы, заявку может подать любая альтернативная персона. Горсобрание заполнено в этот раз только из одних одномандатников, которым на выборах нужно было набрать лишь арифметическое большинство, то есть, к примеру, за первого проголосовало 500 человек, за второго 499, за третьего 498 … Всё, первый победил. Низкая явка и административный ресурс сформировали в Собрании депутатов Йошкар-Олы, как говорил, фракционное большинство и никому не секрет: они проголосуют так, как им настоятельно порекомендуют. Следовательно, участвовать альтернативным персонам в этом, так называемом, «междусобойчике» банально нет смысла, даже напротив, это придаст легитимность «выборам мэра» Йошкар-Олы в глазах общественности.

 — Кто, на ваш взгляд, станет Мэром, и кого вы бы хотели видеть на этой должности?

 — Зачем выбирать между светлым и тёмным оттенками серого, разница между которыми в полтона? Лично для меня, как и для конкурсной комиссии и городских депутатов, одним из наиважнейших требований к претендентам является, повторюсь, безупречная репутация. Я вместе с Вами жду этих людей, мне очень любопытно, кого в ближайшее время представят публике из «когорты достойнейших» и, как они потом и где будут доказывать эту самую свою безупречную репутацию.

Источник:   ИА «ФН»