Бюджет Марий Эл – 2016… «Затягивая пояс потуже» (часть- 2-я)

Продолжая изучать подходы к формированию основного финансового документа нашей горячо любимой Республики на будущий год, мы невольно вспоминаем крылатую фразу Леонида Брежнева, сказанную им на XXVI съезде КПСС – «экономика должна быть экономной».

Как региональное правительство продемонстрирует своё умение быть бережливыми? Легко, можно даже сказать «в лоб!». Они по классике жанра намерены сократить Фонды оплаты труда – в 2016 году численность государственных гражданских служащих и работников органов государственной власти республики значительно сократиться, до 20%. Конечно, можно сказать «Здорово же! Чиновников поменьше станет!». Однако, у медали две стороны… (ниже предоставленные инфографики — кликабельны)

11

В первую очередь стоит знать, что те люди, которые сидят в кабинетах, делают серьёзнейшие расчёты, готовят доклады, перебирают бумаги и тому подобное не получают сверхбольшую зарплату – специалисты и консультанты – 15-20 тысяч рублей, руководители каких-нибудь отделов/ управлений  в республиканском министерстве/ведомстве – 20-30  тысяч рублей, а сами министры – за 80 тысяч. Основная рабочая и мозговая нагрузка деятельности госоргана держится именно на его «среднем» и «младшем» кадровом составе. Взять их и просто сократить («рубануть с плеча») – легко, но как данный приём отразится на системе управления в последующем? То есть: зачем стремиться к безграмотному популизму, если основная проблема кроется совершенно в ином?

Помните, когда в Марий Эл не справлялись с реализацией «Майских указов», что произошло в сельской местности? На обычных врачей и школьных педагогов понакидали столько нагрузок (до физического изнеможения), что тем самым смогли нарисовать красивые отчёты (смотрите, якобы, какая у них высокая оплата труда!). Но ведь уставший педагог не может давать подрастающему поколению качественное образование, а врач выписать пациенту грамотное лечение. Наверное, «бюджетники» часто встречающиеся в УИК-ах, запомнили описываемые и испытанные на себе эксперименты и показали свою принципиальность во время подсчёта голосов 13 сентября, не пожелав «помогать кому следует».

Сравнение на основе примера с сельской средней школой или поликлиникой, естественно, выглядит не совсем корректным… Тем не менее, поверьте, с региональными госслужащими в будущем произойдёт аналогичная ситуация: после сокращения деловая нагрузка перераспределиться на оставшихся работников госорганов (работы станет больше, зарплата законсервируется, качество упадёт). По данному поводу у российского Минфина имеется крайне схожее мнение:

22

 

Каков выход? Существует альтернативные предложения:

  • Сокращение численности государственных гражданских служащих и работников органов государственной власти республики на (максимум) 5% (а не 20%, как сейчас предлагается);
  • Сокращение ФОТ региональных министерств, департаментов, комитетов (и прочее) на (максимум) 5%;
  • Сокращение первых заместителей и заместителей Председателя Правительства РМЭ, заместителей руководителей региональных министерств/ведомств и советников Главы РМЭ (дабы сберечь «средний» и «младший» кадровый состав, параллельно отыскать в нём всевозможных «родственничков» с обязательной проверкой на профпригодность);
  • Сокращение заработных плат (до 20 %) «высшему» составу Правительства РМЭ, советникам, руководителям региональных министерств, департаментов, комитетов и главам муниципальных образований.

Таким образом, оптимизация произойдёт не за счёт реальных «рабочих лошадок»… А то у нас даже есть министр, который не умеет пользоваться компьютером – делайте выводы сами.

.

P.S.: Поступает множество вопросов и встречных предложений. Реакция обязательно будет. Продолжение следует.