Семинар-совещание в ЦИК Марий Эл или возможность искусственного перебора в преодолении «муниципального фильтра»

Недавно, 2 апреля, Марийский Центризбирком провёл совещание с руководителями региональных отделений партий. В силу того, что после последних прямых выборов первого должностного лица Республики в 2004 году утекло очень много воды (плюс наша Малая Родина впервые в своей политической истории встречается с пресловутым «муниципальным фильтром», а у местных номенклатурных и «штабных» деятелей практический опыт по его преодолению попусту отсутствует), решил принять участие в данном мероприятие. Основной интерес заключался, конечно же, в изменениях предвыборного законодательства и комментариях к нему. Живая речь и «юридический катахезис» всегда раскрывают больше жизненно важных нюансов.

Саму тему семинара-совещания ЦИК Марий Эл обозначил не иначе, как «Новеллы избирательного законодательства. Правовые основы участия политических партий в выборах Главы Марий Эл». Из 30 зарегистрированных в Республике региональных отделений партобразований в спецсеминаре (вполне ожидаемо) приняло участие всего лишь 10.

И так, если поэтапно, то мероприятие открыл Председатель ЦИК Марий Эл Николай Клементьев, который в своем выступлении уделил внимание к тем самым новациям избирательного законодательства, которые будут применяться на выборах Главы РМЭ, и правовым основам участия политических партий в предстоящей избирательной кампании. Потом секретарь региональной ЦИК Надежда Фомина подробно ознакомила нас — участников совещания — с порядком и сроками выдвижения избирательными объединениями кандидатов на должность Главы Республики Марий Эл и представления документов в Центральную избирательную комиссию Республики Марий Эл.   Далее выступила заместитель Председателя Центризбиркома по РМЭ Галина Патрушева – она пояснила о порядке регистрации уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидатов, их полномочиях при проведении выборов Главы Республики Марий Эл и открытии, ведения и закрытии специальных избирательных счетов для формирования избирательных фондов кандидатов на должность Главы Республики Марий Эл.

Также хочу выделить один момент. В ходе уточняющих вопросов и получаемых ответов я решил (под протокол) поинтересоваться у сотрудников ЦИК: «сколько нужно собрать подписей муниципальных депутатов, что бы пройти, так называемый, фильтр?» (цифру сам, конечно, знал). Ответ: «необходимый минимум 123 штуки». Я продолжил: «а какой максимум можно принести?» (аналогично – цифру знал). Второй ответ: «максимум 129 подписей». После услышанного решил резюмировать, намекая на правовую коллизию: «а если «кто-то» целенаправленно принесёт гораздо больше, скажем так, сверх нормы, ведь муниципальный депутат в соответствующем документе может подписываться только один раз? Что тогда делать?» (Имею в виду, к примеру, «определённая партия», используя свои ресурсы, принесёт аж 1000 «автографов». Здесь нет принципиального нарушения закона. Тогда как быть другим?). На этот раз ясного и чёткого ответа уже не последовало, хотя было признание (не только от работников ЦИКа, но и представителей других партий), что на описываемую нестыковку обратить внимание всё-таки однозначно стоит. Со своей стороны в продолжении темы ничего не оставалось, как предложить руководству Марийского Центризбиркома обсудить поднятую проблематику или с Госсобранием РМЭ, либо с Главой РМЭ, чтобы последние вышли с соответствующей законодательной инициативой в Федеральный Центр…

ЦИК